Святки Кваркено

Святки

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святка­ми - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Сав­вы Освященного пишется, что в дни свя­ток не полагается класть поклоны и со­вершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы празд­ничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в вос­поминание о дарах, принесенных Богом­ладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, го­товят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждаю­щихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси яв­лялось колядование, или славление. Мо­лодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тро­парь и кондак праздника, а также духов­ные песни-колядки, посвященные Рожде­ству Христову.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» — своеобразным кукольным театром, в котором пред­ставляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по вы­ражению великого русского писателя Фе­дора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудес­ных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святоч­ных историй.

Святочные гадания

«Cвяточные гадания — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» – диакон Андрей Кураев.

Церковь категорически запреща­ет гадания – будь то святочные или любые другие:

«Предающиеся волшебникам, или дру­гим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с преж­ними отеческими о них постановления­ми, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обая­телей, деятелей предохранительных та­лисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых па­губных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священ­ныя правила повелевают»

61 правило VI Вселенского собора.

Яндекс.Метрика